Светлый праздник Пасхи: учимся печь куличи у послушниц саратовского Свято-Алексеевского монастыря
Накануне великого праздника. [фоторепортаж]
Последние дни Великого Поста, страстная неделя. До главного праздника всех православных — Пасхи, осталось совсем немного. Хозяйки уже домывают квартиры и докупают недостающие ингредиенты для куличей. Не сидят сложа руки и в Свято-Алексеевском женском монастыре. Здесь уже начали готовить первые символы праздника.
Верующие говорят «намоленное место», атеисты — «хорошая энергия». Так или иначе, переступая порог Свято-Алексеевского женского монастыря, начинаешь чувствовать себя как-то иначе. Этому месту больше ста лет, но в свой нынешний вид и статус монастырь обрел в 1990 году.
Да мы в этом году совсем немножко печь будем, - улыбается настоятельница монастыря матушка Феодосия, встречая нас у входа в храм. Она в этом монастыре с самого его основания. Пришла сюда в лихие 90-е и ни разу не пожалела о своем решении.
Этому крошечному домику больше полувека. Раньше здесь обедали монахини, но после постройки нового корпуса трапезную перенесли туда. А это помещение оставили из-за большой кухни и проверенной временем печки.
За кухню здесь отвечает сестра Хеония. Она встала в пять утра, и это уже третий за сегодняшний день замес. Из каждого получается 60-70 небольших куличей. Итого — около двухсот штук за день.
Псалтырь здесь также обязателена, как и нательный крест. Ни одно действие в монастыре не обходится без чтения молитвы
- Как же вы справляетесь с таким объемом работы?
- С божьей помощью, - улыбается монахиня.
Та самая печь. Тесто обязательно должно подойти три раза. Два — на воде. Последний — на дверце плиты.
Сестре Хеонии 65 лет, последние девять из них она провела здесь. Ушла в монастырь после смерти любимого мужа. В миру остались двое дочерей и внуки.
Жизнь в стенах монастыря может выдержать не каждый. При чем дело даже не в отказе от красивой одежды и гастрономических изысков. Куда сложнее обрести внутреннее смирение.
По рецепту она пекла куличи один-единственный раз — самый первый. Все следующие года смешивала компоненты так, как рука возьмет. Руки не подвели ни разу.
На каждую партию уходит больше килограмма изюма. Разобрать, высушить и обязательно обвалять в муке. Иначе он «посадит» тесто.
Все — сама. У монахини есть помощницы, но большую часть работы она предпочитает делать сама. Тем более такой важной, как куличи на Пасху.
В монастыре живут около двух десятков женщин. Куличей должно хватить не только им, но и в подарок гостям, которые приедут на праздник. Кстати, удобнее всего печь в эмалированных чашках — и размер хорош, и не подгорают.
В Свято-Алексеевском живут не только женщины, но и их дети. На Пасху они помогают украшать куличи. Корзина посыпок? Должно хватить!
Рецепты старые, а технологии новые. Взбивать миксером глазурь куда удобнее, чем деревянной лопаткой.
Монахини уверены, разница между освященным куличом и не освященным такая же, как и между святой водой и обычной. В одной есть целебные свойства, в другой — нет.
Сегодня девчушкам вручную предстоит украсить около 200 куличей. А завтра — еще одна такая же партия. 400 штук для них «совсем немножко».